Tweet
Как оценивают качество поиска поисковые системы. Принцип работы. Асессоры. С точки зрения сео-оптимизатора логика довольна, проста: первый документ в выдаче должен быть мой, а все остальные это другие. Это шуточное мнение, хотя и с большой долей правды. У поисковиков на практике дело обстоит несколько иначе. Как оценивать их работу? Очень важный момент. Но перед этим стоит рассмотреть несколько нюансов.
Любая механистическая модель – это «механистический идиот». Она не понимает логики, и в соответствии с формулами ранжирует документы. И для того, чтобы выдача, т.е. результаты работы этой математической модели, были читабельно восприимчивы человеком, качество работы этой модели должно также проверяться людьми.
В каждой поисковой системе существуют специальные обученные специалисты, они называются «асессоры». Это люди, которые «глазами» смотрят на итоги работы математической модели и ранжируют эту работу по определенным критериям. Например, в Яндексе на данный момент работает порядка шестидесяти «асессоров». Они работают по инструкции, смысл которой заключается в следующем. Насколько данный документ соответствует понятиям Яндекса релевантности, (то есть, какой документ хороший, а какой, плохой).
Однажды, руководитель «асессоров» обратил внимание на то, что суждение одного «асессора» разнится с мнения другого примерно на 60 процентов. То есть, два абсолютно разных «асессора» высказывают абсолютно разные мнения об одной и той же выдаче. Поэтому, чтобы мнения «асессоров» можно было преобразовать в какой-то продукт, удобный для разработки, «асессоров» должно быть как минимум несколько, а лучше несколько десятков. Таким образом, если все шестьдесят «асессоров» оценят выдачу по запросам «компьютеры» , мы сможем получить от них консолидированное мнение. Если из шестидесяти человек, пятьдесят восемь сказали, что сайт с первого места нужно убрать на семьдесят девятое, потому что он совершенно ни как не соответствует запросу «компьютеры», значит, очевидно, разработчикам нужно изменить логику математической модели так, чтобы этот сайт никогда больше на первое место при такой логике не попал.
Подведем итог сказанного. Логика разработчика поисковой системы такова, чтобы консолидированное мнение людей учитывать в основе своего технического задания для изменения алгоритмов работы поисковой системы.